интервью для информационного портала Синематика

ДМИТРИЙ ЧЕРКАСОВ

«ДЕЛАЙ СВОЕ ДЕЛО И ЖЕЛАЙ БОЛЬШЕГО»
Елена Бирхова: - Привет! После пронзительной картины «Долина роз», казалось, что теперь от тебя можно ожидать новую лирическую драму, новую камерную картину с уникальной атмосферой и недосказанностью. Но ты снял телевизионный фильм «Степные дети», социальную картину, наполненную яркими эмоциями, открыл новых актеров. Например, Рому Курцына, ведь многие всерьёз признали его, как яркого актера, именно после твоего фильма. Я в финале, едва не плакала.
Дмитрий Черкасов: - Мне приятно, что у тебя отозвалось. Но после «Степных детей» прошло уже почти семь лет. В чем твой вопрос?

- Хочу понять режиссера Черкасова, его сильные стороны, какие фильмы можно с полным правом назвать твоими, а какие лишь ремесленной режиссерской работой?
- Не уверен, что смогу ответить на этот вопрос. Конечно такие работы, как «Долина роз» - это подарок. Там все шло «от меня». Для зрителя возможно, это не очень хорошо. В основе «Степных детей» - прекрасная история, найденная и написанная Славой Рогожкиным специально для меня. Поэтому, этот мини сериал тоже очень личный. С совершенно другим градусом, другим посылом. Я сам всегда ощущал себя «степным ребёнком» для которого небо над головой - это огромный мир, источник жизни и свободы.
- Но после «Степных детей», ты снял лишь два больших сериала за шесть лет.
- Да, после были сериалы «Городские шпионы» и «Вольная грамота». Это две большие работы. Я не вполне доволен судьбой «Городских шпионов», в фильме была собрана прекрасная актерская команда, мы снимали его с азартом, честно. И у меня остались от этой работы прекрасные воспоминания. Очень теплые. «Вольную грамоту» я решил снимать после состояния творческого голода, возникла возможность сделать фильм в красивом романтичном жанре, окунуться в прошлую эпоху.
- Да, «Вольная грамота» очень напоминает красочную книгу о честной девушке в мире жестоких людей, сказку. Но опять же с яркой сочной атмосферой. И снова первые большие роли новых актеров. Это твой принцип?
- Нет, так складывается. Мне интересно работать с актерами, которые исполняют свои первые большие роли. Большая ответственность для меня. И часто, большая радость.
- Скажи, тема поднятая в любимой мною «Долине роз», тема свободы и любви, ты снова, но уже более прямо и однозначно протягиваешь в жанровой мелодраме «Вольная грамота». Я права?
- Свобода - это дар. Несвобода, это тяжкая ноша. Но эти понятия лежат не в природе отношений между мужчиной и женщиной. Это внутреннее состояние. Во всех моих историях, и личных и вполне жанровых, так или иначе прослеживается эта тема. В «Вольной грамоте» этот вопрос системообразующий. Крепостное право. Естественно, для этой задачи мне нужны были другие краски, более понятный язык. Могу привести другой пример. Вспомни финал «Степных детей».
- Помню, двое парней мчатся по степи на лошадях.
- Именно, посыл более чем понятен. Это рождается непроизвольно.
- Хорошо. За эти шесть лет ты сделал множество продюсерских проектов. Расскажи об этом.
- Мы создали Продюсерскую компанию «Щука» с Сергеем Михайловичем Сельяновым и Олегом Газе, моим другом, однокурсником с режиссерского факультета. И действительно многое сделали. «Крик Совы», «Семейный альбом», «Однолюбы», «Линия Марты» - много достойных проектов. Живая продюсерская работа, так называемое художественное креативное руководство - это серьезный труд. Многое осознаёшь с изнанки. Очень полезно.
- Ты доволен тем, что делаешь? Чего хочешь снимать?
- Знаешь, я давно определил для себя свой жизненный принцип «Делай своё дело. И всегда желай большего». Все, что не получается, не доделал, упустил, это ко мне. Только ко мне. Это не кто-то. Конечно, важна удача. Но решение принимать мне. И отвечать за них. Я люблю рассказывать истории в центре которых человек.

Иногда, ты останавливаешься и делаешь то, что не можешь не сделать. Так было и с «Долиной роз» и много раз ещё. Например, я сделал большой документальный фильм на авиационную тему («Ту-154. Моя легенда» - прим.ред.). Очень долго им занимался и в итоге фильм нашёл отклик. Его знают и любят в авиационной среде, у меня появилось множество близких людей в мире авиации. Теперь я готовлю новый документальный фильм «Проблесковые огни» об истории советской гражданской авиации. Это ещё более объемная работа, уже пятый год собираю архивные киноматериалы, реставрирую, снимаю интервью. Эта работа приносит мне радость, я знаю что имею право делать этот фильм, мне есть что сказать.
- Да, да. Авиация, это твоя вторая страсть.
- После кино?
- Разве нет?
- Пожалуй. Никогда не делил эти вещи по рангу.
- Есть ещё что-то?
- Футбол. Ты не знала?
- Знала, знала. Итальянский клуб
- Интер. Да, это можно назвать страстью. Очень давней и крепкой.
- Предлагаю вернуться к профессии. Как сохранить равновесие в этом непростом деле? В сложных условиях. В мире, где фильмы и сериалы называют проектами. Что-то настоящее остаётся?
- Настоящим должен быть человек. Жить настоящими чувствами, жить в реальном мире. А не виртуальном.
- Я знаю, что тебя нет в социальных сетях.
- Нет. Возможно пока нет. Не это главное. Я счастлив, что могу позволить себе чувствовать жизнь и не быть «рабом лампы». Естественно, я часто пользуюсь интернетом, почтой и т.д. Но то, что происходит со многими людьми сейчас вызывает сочувствие, людей «засасывает» в смартфоны, они непрерывно в интернете: за рулем, во время встреч, всегда. Это рабство. Я им действительно сочувствую, их организм очень зависим. Живое общение им менее интересно, тепло рук, глаза, природа вокруг. Ощущать жизнь - это талант.
-Взросление человека влияет на этот талант?
- Когда тебе тридцать, ты хочешь ощущать мир без остатка, всем своим естеством. Спустя 15 лет все больше хочешь понять, как в этом мире жить... Но одно неизменно, жизнь это свет, самый великий подарок творца.
- Что может ещё помешать ощущать жизнь?
- Помню, где-то прочёл, что из всех мерзостей в первую очередь нужно гнать от себя зависть. И с этим я полностью согласен.
- Дмитрий, в профессиональных кругах тебя считают режиссером-профессионалом. Тебя это радует или огорчает?
- Не знаю. Если в профессиональных кругах, значит определение положительное. Хотя я часто ухожу от оптимальных решений в угоду нелогичной эмоции, состоянию. Я бы не хотел обобщать свою деятельность, мне это неинтересно. Помню в детстве, когда находился в аэропорту и смотрел через стекло на лётное поле, то самое сильное впечатление было от следующей картины. Огромный пассажирский лайнер мигая яркими огнями двигался по аэродрому за маленькой машинкой с мигалкой и надписью «Следуйте за мной!». Маленькая машинка прокладывала путь огромной красивому лайнеру, потом он отрывался от земли и уходил в небо. Я думал «как классно тому парню за рулём этой машинки, он прокладывает путь чему-то большому и очень красивому». Думаю, ты понимаешь, о чем я.
- Конечно. А если серьёзно, как бы ты описал работу режиссёра, с чем это можно сравнить? Это серьезный вопрос и я очень хочу услышать серьезный ответ. Работа режиссёра в кино, в любом: телевизионном, большом, авторском. Что это?
- В кино нет умного или глупого зрителя, это иллюзия. Ваш зритель бесконечен, у него нет лица, или, если хотите есть тысяча миллионов лиц. Ваш фильм смотрят новые и новые люди, смотрят тогда, когда вы и не подозреваете об этом. И время тут неподвластно. Глаз кинокамеры застанет вас врасплох, не нужно пытаться его перехитрить. В театре вы играет на конкретных людей в конкретном зале, играете в сотый или тысячный раз и каждый раз вы вправе изменить многое. Кино искусство мгновения, которое обретает вечность и актер должен принимать эту миссию. Напряжение момента и разрядка... Экран должен быть наполнен напряжением, и в этом смысле напряжение актера или его расслабленность доходят до зрителя лишь через одного главного посредника, стрелочника или рулевого - режиссера. Он за все в ответе, он вместе с актерами, камерой, десятками людей его съемочной команды на плечах, увешанный бременем постоянно меняющихся обстоятельств - как атлант идет к своей цели и несет на себе все... В моем идеальном представлении это выглядит именно так.
- Я жду твоих новых фильмов, тонких, со своим уникальным звучанием.
- Спасибо
- И в заключении, твоя любимая фраза или цитата.
- «Умение прощать, только это и есть в человеке от Бога»
- Это?...
- Это Ремарк
Елена Бирхова для инфо-портала «Синематека». Декабрь, 2019
Made on
Tilda